Статьи

22.03.2018 00:00

Переезд в Краснодар на ПМЖ: плюсы и минусы

Бурное развитие одних городов России в сочетании с экономическим упадком и рецессией в других привел к усилению внутренней миграции. Люди в поиске работы все чаще натыкаются на вакансии в самом крупном городе Кубани – и задаются неизбежным вопросом о том, стоит ли ехать жить в Краснодар. Журнал ЦИАН собрал реальные истории переезда в Краснодарский край, а также выяснил плюсы и минусы переезда в Краснодар на постоянное место жительства (ПМЖ).

Работа и бизнес в КраснодареВ столице Краснодарского края стабильно высокая деловая активность. Здесь работает множество компаний разного профиля – от заводов и фабрик до IT и финансового сектора. При этом в городе ощущается дефицит по-настоящему квалифицированных сотрудников, сообщили журналу ЦИАН в местных кадровых агентствах. В первую очередь в Краснодаре востребованы врачи, программисты, управленцы разных уровней, маркетологи, рекламщики, рабочие и представители редких специальностей.

История переезда в Краснодар на ПМЖ. В интернете ходит много слухов о баснословных заработках в Краснодаре, в частности, в моей сфере деятельности. Утрированно говоря, многие думают, что операторы за видео получают с каждого заказа минимум 100 тысяч рублей, а в промежутках между работой отдыхают под сочинскими пальмами. Однако реальность кардинально отличается от выдуманной утопии. Многие едут сюда за каким-то мифическим счастьем, но потом их ждет разочарование: работа в такси, аренда жилья в сомнительном районе. Не стоит рубить сплеча перед переездом, если он не спровоцирован форс-мажором. Для начала надо побыть здесь хотя бы месяц-два, изучить обстановку. Переселенцы обычно негативно отзываются о кубанском менталитете. Он действительно своеобразный. Но, я считаю, в этих обсуждениях нет смысла: нужно либо смириться, либо искать для ПМЖ другое место. 

Александр Мотузвидеооператор 

В поисках работы и теплого климата на переезд в Краснодар на ПМЖ решаются люди из нефтегазовых регионов России, вымирающих моногородов, республик СНГ, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. В мэрии уверены: город уже перешагнул отметку в 1,3 млн человек.

ЕЖЕГОДНО, ПО ДАННЫМ МВД, В КРАСНОДАРЕ ОСЕДАЮТ ДО 100 ТЫС. НОВЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Самый заметный и успешный сегмент местного бизнеса – торговля. Она процветает здесь во всех форматах, от маленьких ларьков до гигантских торговых центров. Несколько лет подряд Краснодар возглавлял общеевропейский рейтинг городов по обеспеченности ТЦ. Сейчас кубанская столица уступила первое место, но по-прежнему держится в списке лидеров по площади торговых центров на душу населения.

Среди других популярных видов бизнеса – салоны красоты, гостиницы, кафе, автомойки, станции техобслуживания, детские игровые комнаты и развивающие центры, а также автошколы и фитнес-клубы. Конкуренция в сегменте еды и развлечений остается высокой, но заведения с интересной концепцией или удачным расположением чувствуют себя комфортно.

В то же время, многие компании из сферы торговли, развлечений и общепита закрываются спустя несколько месяцев после выхода на рынок. Сдаваемых в аренду пустых площадей сейчас много, как никогда – сказывается бум жилой и коммерческой застройки последних лет.

История переезда в Краснодар на ПМЖ. В Краснодар я переехала из Казахстана по семейным обстоятельствам. Мои познания о городе были скудными: снега почти не бывает, зато тепло, орехи и фрукты сами падают под ноги, а где-то не очень далеко есть море. Раньше я не могла и подумать, что когда-нибудь буду ходить по улицам и пинать абрикосы, зимой смогу одеваться легко, а шапка исчезнет из моего гардероба. Город мне сразу понравился. Мы ехали по улице Ставропольской, и она меня очаровала обилием маленьких магазинов, деревьев, аллеей посреди улицы. Дело происходило в августе, когда было много зелени и цветов. Возможно, зимой мои впечатления могли оказаться не такими яркими. В первые дни я была возмущена тем, что водители часто нарушают правила дорожного движения: перестраиваются из ряда в ряд без поворотника, ездят без ремней безопасности, возят детей без кресел. В моем родном городе подобного хаоса не было. Люди здесь не хуже и не лучше, чем в Казахстане. Они просто другие. Правда, негатива встречается немало. Но однозначно могу сказать, что социально-этические нормы соблюдаются гораздо лучше: принято уступать места в транспорте беременным женщинам, людям с детьми, пожилым. 

Ксения Воробьеваврач-бактериолог

Цены на жилье

Непрекращающийся прирост населения уже не первый год поддерживает на плаву местный рынок недвижимости. Согласно исследованию компании Macon, до 45% сделок в новостройках приходится на переселенцев из других регионов, еще 30% выкупают жители края и только 25% квартир на первичном рынке достается коренным краснодарцам.

По стоимости жилья Краснодар считается одним из самых «недооцененных» городов России.

СРЕДНЯЯ ЦЕНА 1 КВ. М ЖИЛЬЯ – 47,57 ТЫС. РУБ.

В последние два года этот показатель стабильно растет. Если проводить разбивку по классам домов, то в экономе 1 кв. м будет стоить порядка 38 тыс. руб., в комфорт-классе – 45,7 тыс. руб., в бизнес-сегменте – 90 тыс. руб., сообщил журналу ЦИАН генеральный директор компании Macon Илья Володько. При этом в городе накопилось значительное число долгостроев и брошенных объектов; регулярно переносятся сроки сдачи в эксплуатацию 37% новостроек.

Особняком стоит рынок вторичного жилья.

В Краснодаре принято делить «вторичку» на два вида: квартиры от застройщиков в сданных домах, в которых еще никто не жил, и квартиры от собственников. Первый тип жилья пользуется огромным спросом. Также люди охотно заселяются в новые ЖК, которым менее десяти лет. А вот недвижимость в домах 15–20-летней давности гораздо менее популярна.

1 КВ. М НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ В ЭКОНОМКЛАССЕ СТОИТ 45 ТЫС. РУБ., В «КОМФОРТЕ» – 65 ТЫС., В БИЗНЕС-СЕГМЕНТЕ – 75–95 ТЫС. РУБ., ГОВОРИТ АНАЛИТИК В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ ЭДУАРД ДАВЫДЕНКО

Многоквартирные дома равномерно «разбросаны» по всем районам. В селах, которые административно относятся к муниципальному образованию город Краснодар, возводятся мало- и среднеэтажные дома. В городской черте – средне- и многоэтажные. Во-многом из-за этого местные жители по-разному ответят на вопрос, дорого ли жить в Краснодаре: этот показатель слишком сильно зависит от местоположения дома и затрат на дорогу до работы.

Социальная инфраструктура

С переездом на Кубань покупатели недвижимости начинают лучше разбираться в том, где лучше жить в Краснодаре. Дело в том, что значительная часть недавних новостроек представляет собой типичную точечную застройку, при которой новый дом возводят на пятачке земли в обжитом районе. На практике это означает, что город лишается детских площадок, тротуаров, парковок и элементарной зелени: там, где раньше были скверы или беседки, появляются многоэтажки. Это приводит к острому дефициту мест в школах и детcких садах, очередям в поликлиниках и другим проблемам с социальной инфраструктурой.

Если сравнивать местных жителей и приезжих, последние вызывают больше симпатии. Они мне кажутся более приветливыми и отзывчивыми. Я живу в частном секторе на окраине, и мне это место нравится. Иметь собственный дом в регионе с теплым климатом — очень здорово. Но жизнь в отдаленных районах имеет минусы. Нелегко добираться на работу на общественном транспорте. Благоустройство оставляет желать лучшего: нет мест отдыха для семей с детьми, прогулочных, пешеходных зон и даже тротуаров вдоль дороги. Но если выехать в город, то там при желании всегда можно интересно провести досуг. Одна улица Красная чего стоит! Она сама по себе достопримечательность. В Краснодаре нет проблем с трудоустройством и достойной зарплатой. Я по приезде не была гражданкой России, и у меня редкая для этого города специальность. Тем не менее, работу я нашла быстро.

Ксения Воробьеваврач-бактериолог

Аналогичные проблемы наблюдаются и в масштабных жилых комплексах, которые возводятся целыми кварталами. На стадии разработки проекта и начала продаж застройщики уверяют покупателей, что в новых районах будут и школы, и парковки, и коммерческие объекты. В действительности инфраструктуру строят только самые крупные девелоперы, в то время как остальные ограничивались одними домами.

Сейчас мэрия прекратила выдавать разрешения на строительство без документов, подтверждающих, что район будет осваиваться комплексно, и точечная застройка  прекращена. Но испорченную городскую среду уже вряд ли можно восстановить: в наиболее востребованных районах города просто не хватит места для возведения дополнительных детсадов и поликлиник.

«Девелоперам все сложнее продавать квартиры, если в их ЖК слабый доступ к соцобъектам. Но такое жилье стоит дешево, и оно все равно будет иметь своих покупателей. Однако их доля постепенно уменьшается», – считает независимый эксперт по недвижимости Александр Спасов. На таком фоне в Краснодаре открывается все больше частных детсадов, школ и медучреждений – и это шанс для работников этой сферы на развитие карьеры в Краснодаре.

Спасов убежден, что городу не хватает сбалансированности и долгосрочной стратегии – вместо осознанного развития Краснодар «латает дыры». В то же время, в других регионах России также много проблем с социальной инфраструктурой, поэтому состояние дел в Краснодаре у многих приезжих не вызывает нареканий, добавил Спасов.

Когда мы с семьей перебрались в Краснодар из Карачаево-Черкессии, город показался нам перспективным для работы, уютным, самобытным, зеленым и теплым. Я его по-прежнему люблю и ни в коем случае не жалею, что мы решили остаться здесь. Однако время внесло коррективы, городская среда изменилась, и сейчас Краснодар сложно назвать уютным. Причин много, и одна из них – транспортная проблема. Город абсолютно не приспособлен к высокому трафику и задыхается от избытка автомобилей. А если идет даже небольшой дождь, наступает настоящий коллапс. Стоит все, включая трамваи. Несмотря ни на что, я считаю Краснодар одним из лучших городов в России. Здесь все-таки реально заработать неплохие деньги, хотя надо приложить усилия. И еще один его плюс – это расположение. Два часа на машине – и ты на море, в горах, у горной реки либо в лесу.

Александр Мотузвидеооператор

Транспорт

Единовременное подселение тысяч людей в уже спланированные городские кварталы привело к транспортному коллапсу. Современный Краснодар – это город с девятибалльными пробками и тотальной невозможностью быстро перемещаться между районами. Для людей, не привыкших терять часы в дороге, переезд в Краснодар обернется неврозами и испорченным настроением.

Преимущество Краснодара – разветвленная сеть трамваев, которые ездят по выделенным полосам.

Также здесь ходит городская электричка (один из немногих примеров в регионах РФ). Однако и трамвай, и «наземное метро» требуют серьезной модернизации и функционирования во взаимной увязке, полагает директор краснодарской архитектурной студии Bureau ARD Алексей Тимофеев.

Отсутствие метро и низкое качество перевозок в маршрутных такси привело к повальной автомобилизации города. Сейчас в Краснодаре насчитывается 437 машин на тысячу человек – и это самый большой результат среди всех муниципалитетов России. Избыточное число автомобилей только усилило пробки и усугубило транспортные проблемы Краснодара.

Городские власти намерены бороться с заторами с помощью строительства автомобильного и железнодорожного объезда на западе города, а также модернизации наземных переходов и светофоров. Впрочем, сейчас эти планы остаются просто словами. Без реальных мер ответом на вопрос «где лучше жить в Краснодаре» останется универсальная формулировка «рядом с работой».

Экология и климат

Экология – еще одно слабое место Краснодара. В новых районах практически отсутствует озеленение. Купаться в местных водоемах, как правило, запрещено, но ловить в них рыбу некоторые жители не боятся. Проблем добавляют автомобильные выхлопы и промышленные выбросы от нескольких заводов, работающих в черте города.

Зато климат – одно из конкурентных преимуществ Краснодара. Разбивка по сезонам выглядит примерно так: короткая и теплая зима, а иногда ее отсутствие, ранняя весна, поздняя осень и очень длинное лето. Среди минусов: аномальная жара вплоть до середины сентября и частые штормовые ветры.

Туризм и отдыхКраснодар сложно назвать туристическим центром, однако в центральной части города сохранилось много старинных зданий. Улица Красная от храма Александра Невского до кинотеатра «Аврора» идеально подходит для пеших и автобусных экскурсий. Здесь максимальная концентрация музеев, магазинов, кафе, скульптур, фонтанов и скверов. В выходные и праздничные дни улица становится полностью пешеходной. Для любителей водных прогулок по реке Кубань с апреля по октябрь ежедневно ходят теплоходы, а для велосипедистов разработаны веломаршруты по Красной и по территориям парков.

Особое место в жизни города занимает конный спорт. Краснодарский ипподром – один из старейших в стране. Состязания проходят регулярно с весны до осени. На севере Краснодара есть целый «город спорта», состоящий из нескольких объектов: «Баскет-Холл», комплекс тренировочных залов «Чемпион», ледовый дворец, Дворец водных видов спорта.

Сейчас в Краснодаре работают 12 музеев, 11 театров, 7 парков, 6 зоопарков, есть также цирк, океанариум и дельфинарий, рассказала журналу ЦИАН руководитель местного туристического центра Ольга Брюханчикова. Вопреки агрессивной застройке здешние экскурсоводы продолжают называть Краснодар «маленьким Парижем».